Автосервисы предоставляют услуги ремонта – слесарного, кузовного и электрооборудования, агрегатов и узлов, ТО, замену деталей и масла, промывку топливных систем, заправку кондиционеров и пр. Кроме основных, сооружение оснащается техническими (склады, в том числе отработанных жидкостей) и бытовыми (душевые, санузлы) помещениями, может быть дополнено комнатами ожидания, автомойкой, торговой точкой.
Все процессы идут в разных помещениях с разными условиями. Поэтому система вентиляции автосервиса должна быть просчитана с учетом состава услуг и назначения локальных зон. Разобраться в этом помогут наши проектанты, опирающиеся на опыт реализации вентсистем на объектах от шиномонтажа до фирменных автосервисов с полным комплектом услуг и дополнительным комфортом для автовладельцев.
Основные опасности в воздухе автосервисов
Что нужно учитывать, иногда контролировать датчиками, предупреждать:
- содержание СО₂ и СО, окислов азота, продуктов сгорания;
- угрозу искрения (сварочный пост, кузовной ремонт);
- содержание веществ, ведущие к пожару (склады ГСМ и ЛКМ, аккумуляторные, камеры – покрасочные, промывки топливной системы, замены масла);
- влажность (автомойка, занос воды/снега на колесах).
Кроме вентиляции для безопасности предусматривают огнестойкие материалы стен, механизмы, исключающие искрение, противопожарные стенды, сигнализацию. Но без вентсистем они могут только снизить потери при пожаре. Предотвратить его – задача вентиляции.
Нормы и расчеты вентиляции СТО
При разработке вентиляции станций по ремонту и ТО транспортных средств (ТС) используют государственные и ведомственные стандарты – СП 60.13330.2020, ВСН 01-89. Причем в понятие ТС включают все четыре категории по габаритам – от I (<6 м × <2,1 м) до IV (˃12 м × ˃2,8 м): легковые, грузовые машины, автобусы, спецтранспорт.
Вентиляция в автосервисе некоторых помещений (сварочный пост, аккумуляторная, окрасочная камера, мойка) рассмотрены в отдельных статьях блога (объединять их запрещено). Рекомендации по административным и бытовым помещениям не отличаются от приведенных ранее в наших статьях.
Рассмотрим некоторые особенности вентиляции СТО, приведенные в СП, ВСН и т. д.:
- в помещениях для ремонта и ТО (с учетом осмотровых ям) вытяжка воздуха в рамках общеобменной вентиляции предусматривается на ½ из нижней и верхней зон, подача – воздуховодами с несколькими выходами в зоны ремонта, осмотровые ямы, приямки и тоннели (если есть);
- воздухообмен ям – 10-кратный, температура притока в ямы зимой – +16 ºС ~ +25 ºС;
- вытяжка от работающих ДВС зависит от мощности: до 120 л.с. – 350 м³/ч, 120 ~ 180 л.с. – 500 м³/ч, 180 ~ 240 л.с. – 650 м³/ч, более 240 л.с. – 800 м³/ч. Если рабочих мест не более пяти – нужно считать по 500 м³/ч (180 л.с.). Отработанные газы рассчитывают в пропорции 10 % при шланговом отсосе и 25 % – при открытой местной вытяжке (зонте). Температура воздуха в отсосах – не выше 80 ºС;
- устройство всаса наружного воздуха размещают не ближе 12 м от ворот;
- в помещениях с пожароопасными материалами должна быть механическая вытяжка (3-кратный воздухообмен) с резервным вентилятором, автоматически срабатывающим при сбое в работе основного;
- хранилища ГСМ и ЛКМ, отработанных масел, пустых и полных баллонов ацетилена и кислорода, шин, ветоши и бумаги, выполненные с учетом определенной пожароопасности, оборудуются автономными системами, рассчитанные на предотвращение возгорания и взрыва;
- при обслуживании специального и коммунального транспорта – перевозчиков ГСМ, инфицированных и ядовитых материалов, мусора, фекальных масс – в СТО должны быть предусмотрены отдельные боксы с вентсистемой, учитывающей специфику опасности (газоанализаторы, взрывобезопасное оборудование, фильтрация, обеззараживание и пр.);
- рециркуляция воздуха допустима в местах хранения ТС (при ремонте на месте – в нерабочее время, с отключением приточной вентиляции), административных и бытовых помещениях (частично или в нерабочее время), складах негорючих запчастей;
- входная воздушно-тепловая завеса на воротах автосервиса необходима в регионах со среднезимней температурой ниже -15 ºС.
Что касается особенностей вентиляции в зависимости от площади СТО, то выработаны рекомендации: до 50 м² допустима только вытяжная механическая система с естественным притоком, выше – и приток и вытяжка должны быть принудительными. Чем больше площадь, тем обязательней схема полноценной приточно-вытяжной системы.
Подводя итоги, можно утверждать: различные исходные данные (площадь, высота, пропускная способность, специфика направления) и многообразие технологических процессов не дает простого алгоритма расчета и планировочных решений. Только специалисты должны разрабатывать проект вентиляции потенциально опасного объекта.