Гараж, не только дом для машины, но и место для тех, кто заботится об автомобиле и водит его, должен быть обустроен безопасно и по возможности комфортно, что означает, в том числе, свежий воздух без избытка вредных веществ в его составе. Это и должна обеспечить правильная вентиляция в гараже. Что значит правильная – надежная, продуманная, финансово доступная. Вентиляция в закрытых гаражах-стоянках с различным количеством машиномест изложена в статье блога о паркингах, в гаражах с ремонтным блоком – в статье об автосервисе. Все нижеописанное относится к частным гаражам для легковых автомобилей. А наши проектанты смогут найти варианты и для бюджетного строения, и для солидного «зала» в шикарном загородном особняке.
Состав воздуха и воздухообмен в гараже
Основная вредность в атмосфере гаража – выхлопные газы, в том числе засасываемые с улицы. В их составе присутствуют токсичные и канцерогенные вещества (более высокая концентрация от бензиновых ДВС, дизельные менее вредны), наиболее опасным из которых в замкнутом пространстве является оксид углерода. Поэтому крайне желательно предусмотреть датчики СО с принудительным запуском вентиляции в случае превышения ПДК (20 мг/м³) и тревогой на пульт охраны.
Еще один фактор обеспечения безопасности: при срабатывании датчика дыма (пожар) механическая приточная вентиляция отключается, вытяжка продолжает работать, а если есть противодымные каналы с вентиляторами, то их также запускает автоматика.
Вентиляция в гараже изложена в СП 60.13330.2020 и ВСН 01-89.
Основные нормы разработки вентсистем:
- температура нагрева приточного воздуха зимой – до +16 ºС ~ +25 ºС;
- производительность вытяжки при мощности ДВС до 88 кВт – 350 м³/ч, до 132 кВт – 500 м³/ч, до 176 кВт – 650 м³/ч, свыше 176 кВт – 800 м³/ч;
- кратность воздухообмена в ямах – 10.
Влажность нигде не нормируются, есть только указания убирать «повышенную». Впрочем, при долгих дождях вентиляция гараж не осушит, так как всасывает практически мокрый воздух. Решение проблемы – компактные осушители адсорбционного или конденсаторного типа.
Системы и схемы гаражных вентиляционных систем
Для неотапливаемого гаража, как в большинстве кооперативов, подойдет естественная вентиляция, но, для лучшего результата, наши специалисты подберут подходящую механическую систему. Отапливаемый гараж для организации воздухообмена уже обязательно нуждается в принудительной или комбинированной вентиляционной системе, иначе скорость коррозии кузова будет выше, чем в неотапливаемом из-за интенсивного испарения внесенной воды/снега. Это же требование относится к любым пристройкам к жилому дому.
Особенности различных типов гаражных вентсистем:
- для естественной вентиляции нужен вертикальный перепад между притоком и вытяжкой от 3 м. Приток размещают со стороны ворот (~ 10 см от пола, если нет риска занесения снегом) – в стенах или непосредственно в воротах. Вытяжку, расположенную с противоположной от притока стороны (желательна диагональ), выводят выше кровли на ~50 см. Диаметр вытяжной трубы – по 15 мм на 1 м² площади (на 24 м² – Ø360 мм).
- для комбинированной системы приточная вентиляция в гараже всегда с естественным побуждением, а вытяжка – с механическим.
- принудительная вентиляция – самая эффективная, регулируемая, но стоит дороже других вариантов.
- в отапливаемом гараже приточный воздух нужно подогревать.
- возможно выполнение 2-уровневой вытяжки.
- периодичность работы вентиляции с принудительной вытяжкой, притоком – только для поддержания уровня влажности (при наличии датчика), по таймеру или в присутствии человека.
- приточные решетки металлических гаражей нужно защищать от взлома дополнительными конструкциями или размещением в «неудобных» местах.
- все наружные вертикальные трубы защищены от осадков дефлекторами или простым козырьком-конусом.
Вентиляция погреба в гараже также может быть любого типа, но подача и вытяжка всегда размещена в противоположных углах, причем расстояние между проемами стенах – не менее 3 м по вертикали. Подачу воздуха через трубу организуют в 300 ~ 500 мм от пола подвала, канал желательно закрыть металлической сеткой от насекомых, грызунов. Точка отбора воздуха из погреба – в 1,5 ~ 2 метрах от пола, но не ближе 100 ~ 300 мм от потолка. При прокладке трубы через гараж вытяжка работает лучше (нет сопротивления «колен», при наличии отопления отсутствует конденсат), при наружном размещении (трасса – вбок и вверх) – труба должна быть теплоизолирована.
Вентиляция в гараже с подвалом может быть автономной (всего 4 входа и 4 выхода), что более эффективно, или частью общей разводки совместно с подвальным помещением (2 входа, 2 выхода).
Если под гаражом есть два кессона (под овощи и смотровая яма) – системы дублируются.
Суммируя вышеизложенное: вентиляция для разных гаражей, в зависимости от их размеров, местоположения, назначения, материалов, наличия смотровых ям, погребов – будет разная. Различными будут схемы, аппаратное воплощение, автоматика, бюджет. Безопасность и бережное хранение автомобилей – вот основные задачи, решаемые нашими проектировщика индивидуально для каждого заказчика.